Энергия ветра: тысячи свай
для сотен ветроэнергетических установок

Проект в цифрах
Астраханский ветропарк (Холмская, Излучная, Старицкая, Черноярская, Манланская ВЭС):
  • 6,5

    месяцев работы
  • 81

    ветрогенератор
  • 22

    сваи в фундаменте каждого
  • 1782

    ИТОГО: БНС
География ветропарков
  • ВЭС Гуково-1
  • Казачья ВЭС – Ростовская область
  • Салынская
  • Целинская ВЭС – Калмыкия
  • Холмская
  • Излучная
  • Старицкая
  • Черноярская
  • Манланская ВЭС – Астраханская область
Для заказчика-1 - КЭР
  • Покровская
  • Гражданская ВЭС – Самарская область
Для заказчика-2 — «Самара-ВЭМ»
«Сапсан бурение» не зря назван именем быстрой птицы: скорость в принятии решений привела нас к масштабной цели - ветроэлектростанции (ВЭС). Установки высотой 150 метров, размах лопастей – свыше 120. Для таких гигантов мы бурили скважины в кратчайшие сроки и в суровых условиях климата.
Как получили первый заказ
Нас нанял субподрядчик, который зашёл по договору на бурение испытательных свай для ветроэлектростанции в Ростовской области и понял, что не справляется – не хватает мощностей. Для нас это был уже пятый объект, который мы доделывали за ним, и в общем-то привычное дело. Приехали - отбурили. И поняли, что договор на основной объем работ еще не разыгран.

Предложили свои услуги. Агент-подрядчик — а это известная московская организация «Комплексные Энергетические Решения» (КЭР) - отказал, мотивируя тем, что у него есть договоренности, и пока тот партнер не допустил нарушений, все качественно и в срок. Но мы-то знали, что это в большей мере благодаря нам. Поэтому не оставили попыток получить контракт, напоминая о себе.

И уже на строительство следующей станции - ВЭС Гуково-1 - КЭР решил отдать нам половину объема. Ну а все остальные объекты — Салынская, Целинская, Казачья, Холмская, Излучная, Старицкая, Черноярская, Манланская ВЭС - были уже исключительно наши. Мы доказали, что достойны доверия. И сейчас, например, вместе с этим заказчиком строим подстанцию в 16 км от Краснодара.
Особенности проекта
Ветроэлектростанции строят в местах, где есть хорошая ветровая нагрузка. Вот и представьте: степь, продуваемая всеми ветрами, холод, большая влажность (говорят, лопасти генераторов вращаются не только от ветра: за счет конденсата создается больший крутящий момент). В округе нет ни-че-го – ни электричества, ни каких-либо строений.

Команда работает в чистом поле. И это накладывает свой отпечаток на необходимость предусмотреть малейшие нюансы: запас расходников в случае выхода оборудования из строя, сварочные аппараты, дизель-генераторы и золотые руки механиков, слесарей и других сотрудников «Сапсан бурение», готовых к любому повороту событий.
Ход работ
На 31 ВЭУ из 81 нужно было провести статические испытания, а это еще по пять дополнительных свай, которые потом не будут задействованы в строительстве. В первую очередь мы приступили к работам на них, чтобы бетон набрал прочность.
Пять ВЭС - Холмская, Излучная, Старицкая, Черноярская, Манланская - объединили 81 ветроэнергетическую установку (ВЭУ). Под каждую турбину в фундамент закладывается 22 сваи диаметром 1200 мм, глубиной до 29 метров.
На примере Астраханского ветропарка:
Как только первое испытание показало, что грунты держат нагрузку (а показатели были самые серьёзные – до 1250 тонн), начали массовое устройство основных свай, параллельно заканчивая испытания. Заказчик пошел на это для сокращения сроков. Тогда уже и начали работать в полную силу.

Было задействовано 13 буровых установок. В целом - больше 50 единиц техники: краны, бортовые машины, экскаватор, топливозаправщики, вахтовки, тралы длинномеры, которые перевозили оборудование буровой установки с одного котлована на другой. Трудились около 140 человек.
С какими сложностями столкнулись
Строительная площадка огромная. Периметр - порядка 60 километров, большой разброс, и нужно было грамотно распределить машины, чтобы они не катались впустую, переходили на ближайшую точку, тем самым экономя ресурсы, главный из которых - время.

Когда первые фундаменты были готовы, начали завозить оборудование самих турбин. Шеф-монтаж производили поляки, датчане, шведы – и они запрещали ездить по площадке, перекрывая дороги, а для нас «промедление смерти подобно». Понервничали) Но в сроки уложились: начали в конце октября, закончили в середине мае.

Застали зимний период. Промозглая холодная погода дополнительно усложняла проект. Техника не заводилась с утра, хотя использовали зимнюю солярку. Приходилось обогревать тепловыми пушками, укутывать машины на ночь.
А в начале марта столкнулись с распутицей - дороги после схода снега размыло, и передвигаться по ним даже на джипах, не говоря уже об автобетонных смесителях, не представлялось возможным. Ждали ночь, когда земля схватится морозом, и выходили работать примерно с 3 часов пополуночи и до 9 утра. Солнце вставало – все опять начинало таять. В общем, работали, когда это было возможно. Искали и находили выходы из любых ситуаций, брали от времени по максимуму.

В первую очередь нужно было сдать Холмскую станцию, потому что у заказчика был согласован график шеф-монтажа с иностранцами. Но это была самая крупная и сложная ВЭС, потому что грунты водонасыщенные. Здесь работали самые большие, самые мощные наши установки Bauer. Как только чувствовали, что начинаем проседать по срокам, перекидывали установки с одного котлована на другой, чтобы ускорить, работали в две смены – с 7 утра и до 7 вечера, с 7 вечера и до 7 утра.
Решали и бытовые проблемы
Построили модульный перевозной городок на 200 человек в 15-20 км от стройки. Для сравнения: в ближайшем населенном пункте – Черном Яру - всего 2000 человек населения.

Нам пришлось арендовать земельный участок, протянуть к нему водопровод, купить трансформатор, провести линию электропередач, чтобы запитать городок и нам хватало мощностей, построить септик, канализацию… Но если бригады выезжали в три часа ночи, их всегда ждал ранний завтрак в столовой.
Что в итоге
Сперва ты работаешь на имя, а потом имя работает на тебя. Закончив работу на объектах «зеленой» энергии КЭР, с которым у нас по сей день теплые партнерские отношения, мы получили еще один заказ. Тендер на строительство ветроэнергостанций в Самарской области выиграла крупная местная организация «Самара-ВЭМ». Но у них не было опыта устройства буронабивных свай на подобных площадках, поэтому они пригласили нас.

На первой встрече приняли настороженно и скептически, но стоило поделиться опытом работы – отношение изменилось. Небольшую часть работ – 11 ВЭУ – заказчик все равно отдал своему подрядчику по бурению. Покровскую и Гражданскую ВЭС – больше 50 турбин - сделали мы. Конечно, объемы не сравнятся с теми, что мы выполнили для Комплексных энергетических решений, но мы мы над любым проектом работаем с самоотдачей, доказывая делом свой профессионализм.
Котлованы для устройства фундаментов ВЭУ напоминают площадку для приземления инопланетных тарелок - диаметр от 20 метров, буронабивные сваи по контуру для надежного сцепления. Совсем скоро на них вырастут «вентиляторы» мощностью 4,2 МВт каждый.
Наши другие проекты
как компания «Сапсан» создавала укрепления для Байкало-Амурской магистрали
288 сложных свай для крупнейшего подрядчика РЖД
мы участвуем в строительства парка Галицкого